Критерии определения качества логотипа. Эти советы помогут проверить насколько грамотный или эффективный у вас логотип.

how_logo_650_1

Сначала определимся с понятиями.

Есть значок, символ, эмблема. Это ФИРМЕННЫЙ ЗНАК.

how_logo_650_2

Есть написание, название, текстом. Это ЛОГО-ТИП. От древнегреческого слова ЛОГОС (λόγος) — слово.

how_logo_650_3

Вместе ЗНАК и ЛОГОТИП (то есть, эмблема + текст) это ФИРМЕННЫЙ БЛОК. Часто с ними бывает небольшая пояснительная надпись или слоган.

how_logo_650_4

Обычно редко заказывают разработку только текстового логотипа или создание знака по отдельности. В большинстве случаев нужно всё вместе — именно фирменный блок.

Начнём осмотр. Раз речь идет об изображении, то у каждого изображения есть ДВА базовых критерия оценки:

ЧТО и КАК

1. ЧТО ИЗОБРАЖЕНО — это про смысл, предмет, идею, информацию.

2. КАК СДЕЛАНО — это про технику исполнения, удобочитаемость, воспроизводимость на разных носителях и т.д. Легко или затруднительно считывать заложенную информацию.

Эти критерии актуальны для любого изобразительного искусства: картин, фильмов, фотографий. Часто говорят, глядя на фото с красивой девушкой: «прекрасная фотография!» Но на самом деле, там понравилась лишь девушка-модель, а сама фотография некачественная — плохая резкость, завален горизонт, забиты тени. Но обыватель объединяет эти два понятия в одно. Важно разделять эти понятия и чётко понимать на что именно мы смотрим.

Пойдем с последнего критерия «КАК?».

Сначала поговорим только о ЗНАКе.

1. Знак должен быть зрительно целостным, крепким, гармоничным (harmonious). То есть, не распадаться на мелкие части, не должно быть торчащих лишних элементов или отваливающихся хвостов.

2. Выполнен графически в одном стиле. Должен быть либо угловатым, либо округлым. Либо из цельных плашек, либо из контуров. Либо лиз сплошных заливок, либо из градиентных. Плохо когда в одном знаке перемешано несколько не сочетаемых стилей.

3. Устойчивым. Желательно не заваливаться ни на какую сторону.

4. В идеале он должен иметь явный зрительный центр или акцент (accent). Чтобы глазу было за что зацепиться. Не должен состоять из каши мелких нечитаемых деталей, которые не хочется рассматривать.

5. Знак должен быть заметный (visible). Выделяющийся из множества подобных. Всегда должен хорошо выглядеть в черно-белом исполнении. У дизайнеров есть такой прием — начинать работу над логотипом в ч/б, чтобы добиться четкого результата вне зависимости от цвета.

6. Адаптивный (adaptable) или универсальный в использовании. Хорошо, когда знак и логотип можно использовать на самых разных носителях: на маленькой флешке и на большом баннере. На футболках и кружках, на сайте, на кузове машины, на дорожном указателе. При этом он должен хорошо читаться и размером в 10 мм и огромным на фасаде здания.

7. В идеале, он должен быть максимально простым (simple). Это самый важный из критериев. Он должен быть воплощением минимализма. У вас должно получится нарисовать его карандашом от руки за 10 секунд. Знак должен быть максимально простым — только тогда он будет жизнеспособным. Но не слишком простым, иначе он может показаться пустым и скучным. Должна быть средняя грань, при которой он будет простым, но не скучным.

 

Теперь про ТЕКСТовое написание (логотип)

1. Шрифт надписи по стилю должен подходить знаку. Не должно быть такого, когда знак имеет мягкие округлые формы, а шрифт острый и угловатый. Тогда они смотрятся чужеродно относительно друг друга, а фирменный блок должен быть гармоничным.

2. Размер знака относительно надписи должен быть соразмерным (не слишком крупным и не слишком мелким относительно друг друга). Если уменьшить всю группу целиком до минимально читающегося размера текста, то не слипнется ли значок в непонятную массу?!

Далее рассмотрим ЧТО изображено и хорошо ли это для восприятия

Главная задача логотипа — создание узнаваемого образа, а простота — это средство решения этой задачи. Эффективность логотипа зависит от того, насколько он:

1. Уникальный. Неповторимый (distinctive).

Это означает узнаваемый, не похожий ни на что другое. Такой логотип выделяется, его никогда ни с чем не спутают.

2. Запоминающийся (memorable).

Задача логотипа — быть незабываемым, чтобы когда у человека возникает потребность в товарах/услугах компании, логотип мгновенно приходил на ум. Запоминаемость логотипа можно проверить через словесные ассоциации.

3. Универсальный для восприятия (universal) разными группами людей.

Универсальность означает, что логотип транслирует одну и ту же мысль самым разным категориям людей. Пожалуй, это самое сложное в разработке логотипа — ведь все люди разные.

4. Вне времени. Актуальный на все времена (timeless).

Если вы хотите создать логотип вне времени, забудьте о модных цветах, ярких шрифтах и крутых стилях. Мода меняется молниеносно, а вот солнце встает каждый день, и небо всегда голубое. Заложите в дизайн сильную основу и без жалости избавляйтесь от лишней мишуры. Минимализм — это искусство говорить больше через меньшее.

5. Старайтесь не использовать целые литературные истории: «уютный домик, внутри горит свет и играют дети, на крыше сидит кошка, а крыльцо сторожит собака». Это не фирменный знак, это уже мини-иллюстрация. Возможно, чтобы передать уют, достаточно будет просто силуэт абажюра. Не стоит запутывать зрителя пространными объяснениями о всех аспектах деятельности компании. Это должен быть некий идентификатор.

6. Не выдумывайте сложные ребусы или из непонятных элементов. Помните, что вы создаете продукт для большого количества людей. Если значение ваших символов будете понимать только вы, то для большинства это будут лишь абстрактные закорючки.

Ниже представлены некоторые примеры для наглядности:

 
view_logo_650_2
 
 
 
view_logo_650_3
 
 
 
 
view_logo_650_4
 
 
view_logo_650_5 view_logo_650_6
 
 
view_logo_650_7
 
view_logo_650_8
 
 
view_logo_650_9
 
 
view_logo_650_10
 
 
view_logo_650_11

Как видите, сделать фирменный блок «просто красиво» или «просто читаемо» не достаточно.

Принципиальное отличие дизайна от искусства в том, что: если большую часть искусства создает только творец, то у дизайна творцов всегда два  —  дизайнер и его заказчик. Поэтому часто, в недостаточно идеальном образе логотипа виноваты сами условия задачи. Это может быть слишком длинное слово или сложный для понимания бизнес, который невозможно отобразить одним знаком.

Помните, что это лишь общие рекомендации. Каждый случай уникален. А мастерски нарушенное правило, может придать особый шарм графической работе. Если уж что-то торчит, то пусть это будет явно и нарочито. Если вы наклоняете какую-то часть, то пусть это выглядит сознательным ходом, а не случайной неряшливой кривизной.