Когда-то я работал с очень известным уважаемым человеком нашей страны. Делал для его компании дизайн. Это крупная организация с филиалами во всех городах. Он, как руководитель весь день занимался своими текущими делами-заботами. А вечером, любил остаться в офисе допоздна, подождать пока все уйдут, налить себе чаю и позвонить мне поболтать по душам о своём новом дизайне. Главным его вопросом всегда было: «Скажите, а вам самому нравится?!»
Конечно да. Мне всегда нравится продукт который выходит из моих рук.
На самом деле нет смысла спрашивать дизайнера, как человека, его личное отношение к логотипу или дизайну компании. Как бы он лично не относился, это к делу не имеет отношения. Логотип, прежде всего, решает задачу бизнеса. То есть, узнаваемости бренда, повышения лояльности аудитории и, как следствие, желанию купить товар или услугу компании. А это решают потребители этого бренда.
Логотип может казаться очень красивым, милым, запоминающимся, с оригинальной идеей, но никак не влиять на узнаваемость бренда и не влиять продажи. А может быть кривым, устаревшим, нечитаемым, но при этом прекрасно продавать.
То есть, единственным критерием «правильности» нового логотипа является сравнение продаж товара/услуги с прежним логотипом и с новым. Всё остальное не имеет особого значения.
Но если вам хочется узнать,
по каким еще критериям можно оценить «качество» логотипа,
то я бы выделил следующие:
1. Техническая часть
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ИСПОЛНЕНИЯ.
Технически, графический объект должен быть выполнен грамотно. Специалистом разбирающимся в цветах, пропорциях, шрифтах, графике. Не должно быть противоречащих друг другу графических приемов.
Например:
— Знак и надпись должны быть соразмерны друг другу. В гармоничной пропорции. Знак не должен давить огромной массой на текст. Но и не должен теряться среди массивной надписи.
— Знак должен быть целостным и собранным, а не разваливаться на части.
— Плохо, когда рядом присутствуют не сочетаемые цвета (холодные с теплыми)
— При округлостях и плавностях знака не должно быть подписи шрифтом с острыми углами.
— Если всё сделано линиями одной толщины, то хорошо бы избегать рядом контрастных элементов с разной шириной.
— Не должны быть использованы шрифты с чужеродным характером. Например, для упаковки молока лучше не использовать банковский шрифт.
— Плохо нагромождение множества мелких элементов, которые при уменьшении масштаба слипаются в нечитаемую кучу.
— Не должно быть множество обводок, теней, градиентов и других эффектов, которые при масштабировании создают ощущение грязи и излишней замусорености.
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ.
Знак должен хорошо читаться как в мелком размере на визитке, так и на огромном на биллборде с целый дом. В идеале, он должен быть таким, чтобы без труда можно было сделать штамп на куске мыла и осталось хорошо понятно, что изображено.
АДАПТИВНОСТЬ.
У логотипа должны быть проработаны варианты под любые виды печати и нанесения на разные поверхности. При этом всё должно оставаться узнаваемым и не быть как разные логотипы.
ОХРАНОСПОСОБНОСТЬ.
Возможность регистрации логотипа
2. Художественная часть
ПРОСТОТА и ЛАКОНИЧНОСТЬ.
Сейчас, большинство известных брендов стремятся к простоте. Так лого лучше запоминается, эффективнее передает информацию, проще воспроизводится на любых носителях.
ХОРОШАЯ ЧИТАЕМОСТЬ (актуально для текста)
Должно быть сразу, при беглом взгляде понятно что изображено и написано. Не должно быть ребуса, который нужно долго разбирать.
ПОНЯТНОСТЬ (актуально для знака)
Хорошо, когда сразу ясно и однозначно считывается смысл знака. Понятно, что хотят сказать. Не должно быть двусмысленностей и странных ассоциаций.
АССОЦИАТИВНОСТЬ.
Принадлежность к своей группе. Способность вызывать у зрителя нужные образы, ощущения, впечатления и эмоции на подсознательном уровне. Логотип ювелирной компании должен ассоциироваться с роскошью и богатством, а знак детского сада с беззаботностью и детством.
УНИКАЛЬНОСТЬ.
Исключительность, неповторимость, единственность в своем роде. По хорошему, не должно быть повторений и ощущений «где-то это уже было». Тем не менее, в современном мире большинство графических идей уже придуманы и использованы множество раз в бесчисленных вариациях. Минимум, не должно быть явной ассоциации с конкурентом или путаницы похожим знаком.
АКЦЕНТ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
логотип должен притягивать и задерживать взгляд. Быть интересным для рассматривания. Хорошо если в нем есть явный графический акцент. Пятно, фишка, которая цепляет зрение. Если в нем заложен некий ребус, который быстро разгадывается и вызывает эмоции — прекрасно.
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Не должен быть сильно подвержен тенденциям сиюминутной моды. Может быстро устареть и придется делать ребрендинг раньше срока. В идеале, когда дизайнер чувствует тенденции завтрашнего дня и сделает логотип с заделом на будущее. Тогда лого проживет дольше и будет выглядеть актуальным и современным, когда конкуренты уже устареют.
Можно попросить арт-директора проконсультировать и указать плюсы и минусы каждого варианта. С точки зрения пунктов выше, а не личное мнение как человека.
Большая ошибка заказчика, ради сбора мнений, начинать показывать новый логотип женам, друзьям, уборщице бабе Шуре из соседнего отдела и т.д. У каждого из них, конечно, имеется своё мнение: жена любит розы и красный цвет, друзьям нравится только логотип БМВ, коллеги по офису считают, что фиолетовый цвет депрессии, а баба Шура плохо видит и не может прочитать написанное. Всё это не имеет отношения К ДЕЛУ.
Если нет возможности реально проверить работу нового дизайна в деле (сверить продажи со старым и новым лого), тогда решение по выбору варианта должны принимать минимальное количество человек. Директор и маркетолог компании.