01 IMG_6485_(650px) 02 Yahim (650px) 03 IMG_2384_(650px) 04 IMG_5780_(650px) 05 IMG_6973_(650px) 06 IMG_6911_(650px) 06 original 222_(650px) 07 IMG_6552_(650px)

05 IMG_7221_(650px)09 Саратов консерватория_(650px) 09 IMG_6905_(650px) 10 original 66665_(1080px) 11 Дом_Яхимовича,_фасад_(650px) 12 IMG_2382_(650px) 13 Саратов улГорького45_(1080px) 14 IMG_6969_(650px) 15 IMG_3350_(650px) 15 IMG_7211_(650px) 16 original_(650px) 17_(650px) 18_original_(650px)

Гуляя по улицам старинных городов мы часто видим, что в качестве архитектурных деталей присутствуют скульптуры прекрасных или страшных женщин, поддерживающих балконы и карнизы. Этот элемент оформления фасадов называется кариатидами.

Фантазии зодчих не знали границ. Еще древние греки придумали эту своеобразную конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонн здания украшали скульптурные изображения человеческих фигур:

Женские — кариатиды, пликоры. Мужские — атланты, а римляне называли их теламоны.

В эпоху МОДЕРНА, а это время принято называть «Belle Époque» («Прекрасная эпоха»), кариатиды и атланты вновь возродились и обрели новые формы. В России модерн обычно ассоциируют с «Серебряным веком». Начавшись в 1890-е годы, он стал выразителем эпохи бурного развития промышленности, удивительных научных открытий, новых технологий и материалов.

Историю о возникновении кариатид донес до нас трактат римского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона, жившего в 1 веке до нашей эры. Этот трактат называется «Десять книг об архитектуре» и посвящен императору Августу. Слово «кариатида» впервые встречается в его сочинениях. Он взял его из греческих источников.

Вот эта история.

«…если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них карнизы, то любопытствующим пусть даст такое объяснение:

Пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.

И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан.

Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»

© Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1.